Программа модернизации лифтов, реализуемая в городе с 2005 года, позволила заменить все подъемные устройства старше 1992 года. В 2015 году её действие заканчивается. Теперь жители смогут модернизировать лифты в рамках проведения капитального ремонта дома.
Старые лифты со сроком службы более 25 лет заменили в типовых панельных девяти- и двенадцатиэтажках. В 2015 году модернизируются 504 лифта, до конца года осталось заменить 56. Всего за 10 лет действия программы было модернизировано 4039 лифтов и полностью заменено около 300 лифтов.
«Большинство жителей понимают, что замена необходима и активно сдают деньги. Модернизация лифта в среднем стоит 1 млн 307 тыс. рублей. От этой суммы 50% дает бюджет Новосибирска, 20% бюджет области и 30% средств собирают собственники дома», – напомнил заместитель начальника технического отдела департамента энергетики, жилищного и коммунального хозяйства мэрии Андрей Лаврентьев.
Он отметил, что самым сложным была замена «распашных» лифтов в сталинках.
Как проверяют лифты на безопасность
Каждый лифт проверяют на заводе, прежде всего, на безопасность. Кабина нагружается металлическими гирями и проходит калибровку до 320 кг. Затем специалист делает замеры лебедки в машинном помещении, замеры направляющих, оценивает безопасность шахты.
«Самые основные оценки лифта дает краш-тест. Мы сбрасываем лифт с высоты на буфер и смотрим, как работают клинья. Они – аварийный тормоз лифта, клинья появляются из-под кабины и зажимают направляющие, тогда кабина не падает вниз. Никто не должен пострадать в случае обрыва канатов», – рассказал прораб филиала Карачаровского механического завода в Новосибирске Денис Васильев.
За каждым лифтом закреплен конкретный механик, который смазывает механизмы, добавляет масло в редуктор дверей и вызволяет случайных узников кабины.
Чем отличаются современные лифты
Новые кабины более надежные, менее шумные, потребляют меньше энергии. Но основное их качество – надежность и безопасность. Они соответствуют требованиям 21 века – плавная остановка, плавный ход, противопожарная безопасность.
«Дизайн кабины был улучшен, установлены светодиодные датчики. Освещение и подъемный механизм лебедки стали потреблять меньше электричества. Кабина лучше защищена от вандалов, кнопки этажей выполнены из нержавеющей стали - сжечь их невозможно. Лифты стали удобнее для инвалидов, на кнопках размещен шрифт Брайля для слабовидящих», – рассказал директор новосибирского филиала Карачаровского механического завода Юрий Антонов.
Кабина лифта стала намного легче – раньше она обшивалась листами ДСП, сейчас это металл с легкой виброизоляцией внешней стороны кабины. Лебедка устанавливается более просто и требует меньше электроэнергии для подъема кабины.
Лифт - лицо подъезда
Жители отмечают, что с новыми лифтами стало меньше страха застрять. Датчики открывания и закрывания дверей помогают мамам с колясками. Если коляска не входит в кабину – двери не бьют по ней, как раньше.
Кроме того, чистые и новые лифты вызывают трепетное отношение жильцов, люди стараются не допустить вандализма в отношении имущества, на которое они сдавали деньги. Иногда сами собственники ставят видеонаблюдение в кабину, это дисциплинирует пассажиров и гостей дома.
Никита Манько, Новосибирские новости